Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К.Кромского  Корочанского района Белгородской области"

Программа развития

 

 

 

 

 

 

 

Cодержание Программы:

 

 

Паспорт Программы  развития  МБОУ  «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского» Корочанского района Белгородской области  на  2015-2019  годы

3

1.

Информационная  справка   об  образовательном учреждении

6

2.

Аналитико-прогностическое  обоснование Программы

9

2.1.

Анализ изменений, достигнутых в ходе реализации программы развития до 2014 года

9

2.2.

Анализ аспектов внешней среды школы, влияющих на развитие школы

11

2.3.

SWOT- анализ потенциала школы

13

3.

Миссия, ведущие идеи,  цели и задачи  программы развития школы на 2014 -2019 годы

15

4.

Стратегический план реализации Программы развития

17

5.

Механизм управления реализацией программы развития

22

6.

Ресурсное обеспечение программы развития

22

7.

Контроль и оценка эффективности  выполнения программы развития

23

 


 

П А С П О Р Т

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

МБОУ «КОРОЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Д.К. КРОМСКОГО»

НА 2015 - 2019 годы

Разработчик Программы

Коллектив МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского»

Правовое обоснование Программы

I.                      Международный уровень:

Конвенция о правах ребенка

II.       Федеральный уровень:

           Конституция Российской Федерации;

            Федеральный закон «Об образовании»;

   Федеральный     закон   "О   высшем и послевузовском  профессиональном      образовании"     в   части  проведения единого государственного экзамена»;

       Федеральный  закон  Российской  Федерации  от  8  мая  2010г.  N   83-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты   Российской   Федерации   в   связи   с   совершенствованием   правового положения государственных      (муниципальных)  учреждений»;

       Концепция        Федеральной      целевой    программы      развития  образования на 2011–2015 годы;

       Приказ      Минобрнауки       России    «О     порядке    аттестации педагогических  работников  государственных  и  муниципальных  образовательных учреждений» от 24.03.2010 г. № 209; 

       Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года; 

       Государственная        программа     «Образование      и    развитие инновационной     экономики:    внедрение    современной    модели   образования в 2009-2012 годы»;

      Модель «Российское образование – 2020»;

      Национальная  образовательная  стратегия  «Наша  новая  школа»,   (Послание   Президента   Федеральному   Собранию   Российской  Федерации 5 ноября 2008 г.);

      Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  нового  поколения (ФГОС);

      Концепция       духовно-нравственного     развития    и   воспитания  личности гражданина России;

      Концепция        Федеральной      целевой    программы      развития  образования на 2011-2015 годы;

      Гигиенические   требования   к   условиям   обучения   школьников   в  современных образовательных учреждениях различного вида (СанПиН).

III. Региональный уровень:

      Постановление правительства Белгородской области от 25 января   2010  года  №  27-пп   «Об   утверждении  Стратегии  социально- экономического  развития  Белгородской  области  на  период  до 2025 года»;

      Долгосрочная      целевая    программа     «Развитие    образования Белгородской    области      на   2011   - 2015   годы»,   утверждена постановлением     правительства   Белгородской    области   от  02 октября 2010 года № 325-пп.

IV. Муниципальный уровень:

     Муниципальная целевая программа  «Развитие  сети общеобразовательных учреждений муниципального района «Корочанский район» на  2011 –2015 годы с целью обеспечения условий для получения детьми качественного общего образования независимо от их места жительства»

Цель и задачи Программы

Стратегическая цель Программысоздание компетентностной образовательной среды на основе актуализации инновационного потенциала школы, способствующей  повышению качества образования, успешной социализации в обществе учащихся школы  в соответствии с направлениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Задачи Программы:

1. Повышение качества образования, отвечающего современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования, и формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.

2.  Совершенствование системы выявления, поддержки  и сопровождения талантливых детей и создание условий для реализации их способностей.

3.  Модернизация системы сохранения и  укрепления здоровья всех участников образовательного процесса и создание условий для эффективного использования здоровьесберегающих технологий.

4. Совершенствование системы методической работы для роста профессионального мастерства педагогов за счет непрерывного повышения их профессионального уровня для работы в современных условиях.

Целевые индикаторы и показатели

-Уровень сформированности познавательного потенциала учащихся высокий уровень образовательной компетентности

-Уровень сформированности потенциала информационной компетентности учащихся

-Уровень сформированности коммуникативного потенциала

-Доля учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам и программам различного уровня

- Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей

-Доля  развития нравственного потенциала учащихся, включенных в  дистанционное обучение

-Уровень сформированности компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в сфере гражданско-общественной деятельности

-Уровень адаптации учащихся

-Доля здоровых учащихся

-Доля учителей начальных классов, участвующих в реализации ФГОС начального общего образования и прошедших курсовую подготовку по его  введению

-Доля молодых педагогов, прошедших стажировку на базе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы

-Удельный вес профессионального роста педагогического коллектива

дельный вес эффективности модели школы

-Удельный вес удовлетворенности всех субъектов развития жизнедеятельностью школы

-Доля оснащенности образовательного процесса средствами информационно-знаниевой  среды

Сроки и этапы реализации Программы

2015-2019 годы

1.Иновационный (2015-2016 гг.)

      Осуществление мер по повышению эффективности образовательной системы школы в новых организационно-экономических условиях, в соответствии с требованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

2. Внедренческий (2017- 2018 гг.)

      Реализация мероприятий, направленных на повышение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей уровнем организации образовательного процесса и качеством условий обучения. Совершенствование:

- единого информационного пространства, позволяющего системно и целостно использовать образовательные ресурсы.

- образовательной среды, обеспечивающей сохранение здоровья обучающихся, социальной комфортности, безопасности участников образовательного процесса.

Повышение квалификации педагогов школ образовательного округа. Мониторинг реализации Программы.

3. Обобщающий (2019 гг.)

       Обобщение и коррекция результатов реализации Программы. Оценка степени реализации целей и задач инновационной деятельности школы. Трансляция опыта работы ресурсного центра образовательного округа.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В  результате  реализации  Программы  развития  на  2015  –  2019  годы  образовательная  среда школы будет способна:

- обеспечить   общедоступность   и   бесплатность      начального   общего,  основного   общего,   среднего   (полного)  общего    образования   в  соответствии   с  законодательством РФ;

- обеспечить    условия   для  достижения    относительно   высокого   уровня   образования   обучающихся  школ образовательного округа в  рамках  государственного  образовательного  стандарта,  подтвержденного результатами ЕГЭ и ОГЭ;

- обеспечить  освоение  обучающимися  базовых  компетенций  современного  человека: (информационной, коммуникативной, регулятивной);

- обеспечить  условия  для  реализации  предпрофильного  и  профильного  обучения  на основе выбора образовательных программ;

- обеспечить      качественное    дополнительное     образование     и   широкий     спектр    дополнительных      образовательных     услуг,   включающих      оказание    социально-педагогической и психолого-педагогической помощи;

- обеспечить   условия   обучения   обучающихся,   позволяющие     сохранить   их   здоровье   и     гарантировать их безопасность;

- обеспечить       поддержку    через  систему   моральных    и   материальных    стимулов  социального и общественного статуса учителя школы; 

- обеспечить     условия,  способствующие     развитию   профессиональных     компетенций педагогов;

- сформировать      систему    и   механизмы     оценки   качества   и   востребованности   образовательных услуг;

- создать прозрачную, открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, реализуемых школой.

Механизм экспертизы Программы

Рассмотрение на заседаниях педагогического совета,  Управляющего совета.

Формы оценки: педагогический мониторинг, ВШК, аудит результативности реализации программы.

 

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Историческое становление и традиции школы

МБОУ «Корочанская СОШ» одна из старейших школ района. Она ведет свою летопись с 1908 года.

1908, 13 декабря - освящение нового здания Корочанской женской гимназии имени Д.К. Кромского и церкви при ней во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского.

В 1908 году открыта женская гимназия им. Д.К. Кромского.

В 1918 году мужская и женская гимназии объединены в одну школу-девятилетку.

В 1929 году школа преобразована в десятилетку с культурно-просветительным уклоном десятого класса.

В 1930 - 1931 году на базе школы образован педагогический техникум.

1942 год,10 ноября - поджог здания школы оккупационными войсками.

1958 год,1 сентября - открытие здания школы, восстановленного после пожара.

1962 год - в школе вводится 11-летнее обучение (по 1966 г.)

1964 год, октябрь - гостем школы был писатель А.И. Гессен.

В 1970 году в школе создан историко-краеведческий музей.

1980 год - введена в эксплуатацию пристройка с актовым залом, столовой, библиотекой, спортивным залом и мастерской.

1987 год - отрыт первый компьютерный класс в школе.

1989 год - в школе вводится 11-летнее обучение.

1998 год - празднование 90-летнего юбилея школы.

1999 год - введена в эксплуатацию новая пристройка на 660 мест с актовым и хореографи­ческими залами, столовой, спортивным залом и мастерской.

2000 год - организация сети Интернет в школе.

2003 год, 27октября - решением 24-й сессии районного Совета депутатов муниципальному общеобразовательному учреждению «Корочанская средняя общеобразовательная школа» присвоено имя Д.К. Кромского, Почётного гражданина города Короча.

2005 год - на базе школы открыта областная опытно-экспериментальная площадка по теме «Апробация экспериментального базисного учебного плана, профильного обучения и предпрофильной подготовки».

2006  год -  в рамках Приоритетно-национальной программы образования учитель русско­го языка и литературы В.А. Цыпкина стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России».

2007 год - открыт профильный класс с двумя профильными группами физико-математи­ческого и социально-гуманитарного направления.

2008 год - школа стала победителем конкурса «Лучшие школы России» в рамках ПНПО и получила грант 1 млн. руб.

2009  год -  в рамках Приоритетно-национальной программы образования учитель истории О.Е Павленко стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России».

2011 год - занесение на Доску Почета муниципального района «Корочанский район» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области».

2014 год- школа стала победителем в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди общеобразовательных учреждений области

2014 год- школа стала победителем регионального этапа VII Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны».

2014 год- МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области» занесена на Доску Почета городского поселения «город Короча» за высокие показатели в работе

 

Школа сегодня

 

Муниуципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области расположена в центральной части города  Корочи. На момент написания программы обучающихся в школе 511 человек при проектной мощности – 660 человек. Из них в начальной школе обучаются – 223  обучающихся (44%), в основной школе – 235 обучающихся (46 %), в средней школе – 53  обучающихся (10%).

Состав обучающихся по социальному статусу их семей:

- полных семей – 72%;

- благополучных семей – 99,6%;

- многодетные – 10%;

- родители имеют высшее образование – 29,7%

- родители имеют среднее специальное образование – 56%.

Для реализации целей федеральных государственных образовательных стандартов школа сегодня располагает высоким кадровым потенциалом. В школе работает 3 заслуженных учителя РФ, 6 педагогических работников награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения»,  12 - «Почетный работник общего образования».         18 педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 15- первую и 5 – вторую.

 В школе двое учителей являются  победителями конкурса лучших учителей России в рамках Национального проекта «Образование».

 

Режим работы образовательного учреждения,

номенклатура оказываемых образовательных услуг

Школа работает в 1 смену, по решению Управляющего совета учебный процесс осуществляется в рамках шестидневной учебной недели. Продолжительность уроков в 1 классе в первом полугодии - 35 минут, во втором - 45 минут, во 2 – 4-х классах - 45 минут, 5-11 классах - 45 минут. Школа имеет лицензию 31Л01 № 0000247 регистрационный номер 5699 от 26.02.2013 года,  бессрочную, дающую право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее  общее образование, программы дополнительного образования художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, научно-технической направленности, образовательные программы профессиональной подготовки по профессии «Швея»

Работа ОУ регламентируется Уставом, утверждённым постановлением администрации муниципального района «Корочанский район».

Школа реализует общеобразовательную, предпрофильную и профильную образовательные программы, имеются достаточные ресурсы для внедрения в процесс обучения перспективных методик и современных инновационных технологий. В учебном процессе используется программа под редакцией Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Педагогами активно применяются: проектная технология Intel,  модульная технология, интерактивные технологии, технология критического мышления через чтение и письмо.

Ведется работа по организации здоровьеориентированного пространства образовательного учреждения.  Программы и используемые учебники соответствуют федеральному и региональному перечню рекомендованных к использованию в учебном процессе.

Система дополнительного образования представлена 5 спортивными секциями, 10 кружками, включающими, кроме предметных кружков, вокально-эстрадную студию.

 

 Характеристика бюджета, материальной базы, оборудования

Учебные занятия проводятся в двух типовых зданиях общей площадью 12320,7 кв. метра. Материально-техническую  базу составляют: 2 спортивных зала, комплексная игровая спортивная площадка с резино-битумным покрытием, спортивная площадка с травяным покрытием, 1 столовый зал (на 180 посадочных мест), актовый зал (на 186 посадочных мест), 3 стационарных компьютерных класса и 1 мобильный компьютерный класс, столярная и слесарная мастерские,  2 лингафонных кабинета, тренажерный зал,  кабинет комплексной диагностики АКДО. Школа оснащена аудио- и видеоаппаратурой, оргтехникой, мультимедийным оборудованием; имеет локальную информационную сеть с доступом в Интернет.

В образовательном учреждении имеется 83 компьютера. Компьютеризированы: 33 учебных кабинета, кабинет директора, библиотека, кабинет педагога-психолога, логопеда,   3 кабинета заместителей директора, приемная, 2  спортивных зала.  33 учебных кабинета оснащены мультимедийными установками, 4 кабинета – интерактивными досками.

Для подвоза детей имеется один автобус:  ПАЗ 32053-70. Государственный регистрационный знак М 222 ВК 31 RUS.

Финансовое обеспечение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области" складывается из муниципального, регионального  и федерального бюджетов.

 

2. Аналитико-прогностическое обоснование программы

2.1. Анализ изменений, достигнутых в ходе реализации программы развития до 2015 года

Анализ достигнутых изменений, произошедших в школе за период с 2012 по 2015 год,  позволяет  сделать  вывод  о  реализации  целей  и  задач,  определенных  Программой  развития школы и полученных  конкурентных преимуществах:

      1.  В  период  с  2012  года  школа  являлась  опорным  учреждением по методической работе в районе  и базовой  профильной школой.

      2.  В  целевых  программах  и  проектах  реализовывались    ключевые  идеи  развития  школы  -  социализация личности на основе становления многообразного социального  опыта и реальных представлений о себе.

      3.  Неизменным      остается     высокий     уровень   результатов    образовательной  деятельности: 

      - постоянная положительная динамика сдачи ЕГЭ и ОГЭ; 

      - высокое  качество  знаний,  которое  позволяет  ежегодно  около  98 – 100%  выпускников поступать в ВУЗы  области и страны;

      - успешное  участие  обучающихся  школы  в  предметных  олимпиадах и конкурсах  на  различных  уровнях;

      - реализация программ углубленного изучения отдельных предметов  на второй ступени обучения  и профильного обучения на третьей ступени позволяет отдельным обучающимся заканчивать школу с медалями.

      5.   В   школе   сложились   устойчивые   модели   предпрофильной подготовки    и   профильного  обучения     обучающихся    на   основе   оптимального     сочетания   качественного    уровня  общего образования с широким спектром дополнительного образования.

      6.  Создана  и  развивается  система  охвата  детей  физкультурой  и  спортом,  работают  спортивные секции. Ученики 1-х – 11-х классов имеют три урока физической культуры в  неделю. Для детей с ослабленным здоровьем ведутся занятия по программе  специальной  медицинской группы.

      7.  Постоянно  поддерживаются  комфортные  психологические  и  бытовые  условия  обучения учащихся, обеспечивая высокую степень удовлетворенности отношениями всех участников образовательного процесса. 

      8. Жизнедеятельность школы ориентирована на глубокий уровень  освоения    обучающимися     базовой   культуры     (национальной,    этической,    культуры  жизнедеятельности,  мировой  художественной,  социальной,  экономической  и  культуры самоопределения) в ситуации интеграции учебной и внеучебной деятельности.

9. В школе создаётся современная информационно насыщенная образовательная  среда с применением новых, в том числе информационно-коммуникационных технологий,  обеспечивающих качественные  изменения  в  организации  и  содержании педагогического  процесса, а также в характере результатов обучения на всех его ступенях.

Для современной организации образовательного процесса школа располагает мощной материально-технической базой:

- 3 компьютерных класса;

- 3 лингафонных кабинета;

- полностью компьютеризован кабинет православной культуры;

- в каждом кабинете автоматизированное рабочее место учителя;

- локальная сеть Интернет.

На один компьютер в школе приходится 6 обучающихся.

       10.  В   школе    работает   профессиональный,       творческий,    работоспособный  коллектив учителей: 

                - образовательное учреждение полностью укомплектовано кадрами; 

                - из 48 педагогов высшее образование имеют 46 учителей, что составляет 95,8%; среднее специальное - 1 учитель (2,08%). Большинство педагогов имеют высокий уровень квалификации: высшая квалификационная категория – 16 человек (37,5%), первая – 15 (31,3%), вторая – 5 (10,4%).  За последние три года 34 педагогических работника (70,8%) повысили свою квалификацию, из них 26 учителей, что составляет 54,2%,  прошли курсовую подготовку в объёме 108ч по программам преподавания предметов в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов. В школе 2 учителя являются  победителями конкурса лучших учителей России в рамках Национального проекта «Образование». Три педагога имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 20 педагогических работника (41,7%) имеют государственные и ведомственные награды, почетные звания.

              В школе работают 7 лауреатов и победителей конкурса «Учитель года», 1 абсолютный победитель муниципального этапа  и  призёр регионального этапов конкурса «Учитель года».

      - учителя       активно      используют       ключевые       социально-воспитательные,  образовательные и педагогические технологии, ориентированные на личностное развитие,  социализацию, развитие критического и креативного мышления.

      11.   Инновационная   образовательная   деятельность   объективно  стала  составной    частью  Программы  развития    до  2015  года,    лучшие  её направления   будут   иметь   продолжение      в   рамках   данной      Программы   в   форме  перспективных  проектов и подпрограмм.

      12.  Постоянно     корректируются     и  внедряются     в  практику    работы   школы оптимальные  формы  эффективного  управления  образовательным  учреждением. 

      13.   Внедрены   следующие   инновационные   системные   элементы:   новые   формы  общественно-государственного    управления      образованием       и     самоуправления  (Управляющий совет, ученическое самоуправление).

      14.  К  числу  несомненных  достижений  школы в  период  реализации  Программы  развития можно отнести: 

      - рост  количества  педагогов  и  учащихся,  вовлеченных  в  исследовательскую  и  проектную деятельность; 

      - реализацию      социально    значимых     проектов;    дальнейшее     распространение практики   представления   учащимися   интеллектуально-творческих   портфолио   личных  достижений;

      Таким образом, Программа развития до 2015 года успешно реализована. 

     

2.2.  Анализ     аспектов   внешней   среды,   влияющих   на  развитие школы

   В   результате   проведенного   PEST   –  анализа   были   выделены   положительные   и  отрицательные влияния внешней среды на развитие системы образования школы.

ФАКТОРЫ

положительные

отрицательные

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Школа имеет четко обозначенный государственный заказ.

Школа  является неотъемлемой частью единого регионального и федерального образовательного пространства России, ее цели развития соответствуют стратегическим целям развития образования в России и  Белгородской области, закрепленным в нормативных документах федерального регионального и муниципального уровней.

Деятельность системы образования школы является частью социально-экономической политики  в области образования в Белгородской области.

Образовательная политика  управления образования муниципального района «Корочанский район»   поддерживает инициативы школы, направленные на инновационное развитие образования в рамках направлений инициативы «Наша новая школа».

Политика  модернизации в области образования, которая, с одной стороны, позволяет выработать собственную линию развития и при определенных усилиях ее отстоять, с другой  –  диктует некоторые преобразования как обязательные (профильное обучение, ЕГЭ, реализация компетентностного подхода и др.).

Реализация компетентностного подхода в образовании ставит школу перед необходимостью осуществления научно-методической работы в этом направлении.

Государственная политика поддержки школ и учителей, активно внедряющих инновации в области образования в рамках ПНП "Образование", положительно влияет на статус школы, ее педагогический коллектив и обучающихся в социокультурной среде и в профессиональном сообществе города, региона.

С одной стороны, реализация только математического профиля обучения может привести школу к утрате высокой конкурентоспособности, ставит перед необходимостью заниматься PR-технологиями, переосмысливать свою деятельность, частично отказываться от накопленного опыта  и переходить на индивидуальные учебные планы.

С другой стороны, возможность предоставления спектра индивидуальных  образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения ограничена материальными возможностями школы и родителей.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Система образования  является частью социальной инфраструктуры  города Корочи, финансируемой из муниципального бюджета, что обусловливает необходимость развития эффективной деятельности школы в соответствии с принципами бюджетирования, ориентированного на результат.

Принципы финансирования образования побуждают и будут побуждать школу к поиску других источников финансирования:

Экономическая зависимость школы при жёстком регулировании недостаточных финансовых поступлений  ограничивает наши возможности.

Учитывая среднюю наполняемость классов (19,6  чел.), общее количество обучающихся  1-11 кл.  (511  чел.), количество педагогов (46 чел.) и технических работников (22 чел.), можно предвидеть ряд негативных последствий:

-  получение грантов (за счет успешного участия в профессиональных конкурсах);

- получение инвестиций общественности, предприятий, учредителя.

Переход на нормативное подушевое финансирование позволяет  школе самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику.

Министерство образования и науки Российской Федерации во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года № Пр-1856 разработало современную модель образования, ориентированную на решение задач инновационной экономики.

В современных условиях необходима реализация маркетингового подхода к управлению, стратегическому и тактическому планированию

- увеличение  штатного расписания,

вследствие чего уменьшится средняя

заработная плата в школе

В родительской среде недостаточное понимание того, что повышенный уровень образования представляет собой во многом индивидуальное обучение, предполагающее дополнительное финансирование и материальную поддержку.

Реализация рыночных принципов экономического развития страны способствует формированию системы образования школы как рыночной сферы, т. е. в первую очередь, как сферы услуг и, в последнюю – как духовной.

Традиционные подходы к управлению системой образования в таких условиях могут привести учреждение к невостребованности, а значит, к самоуничтожению.

СОЦИАЛЬНЫЕ

Важнейшие критерии выбора школы на настоящий момент:

-высококвалифицированные педагоги;

-хорошая материально-техническая база;

-наличие профильного обучения (2 профиля:  социально  –  экономический,  информационно-технологический);

-углубленное изучение предметов:  «Английский язык»; «Математика»

-полномасштабное внедрение компьютерных (информационно-коммуникационных) технологий.

Развитие школы в данных направлениях обеспечит ее привлекательность для реальных и потенциальных потребителей.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) ориентированы на выявление сформированных компетенций учащихся, поэтому умение педагогов обучить школьников работе с тестами должно дополниться квалифицированным подходом к формированию ключевых компетенций

Ориентация социума на политехническое профессиональное образование приводит к меньшей востребованности классов гуманитарного профиля, большей  – физико-математического, информационно-технологического.

Уменьшение количества бюджетных мест в ВУЗах может привести к завершению обучения учащимися после получения основного общего образования.

Можно предположить, что результативность ЕГЭ, ОГЭ  станет одним из ведущих факторов, определяющих выбор школы родителями.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

Приоритетный национальный проект

«Образование»  заложил основы системных и последовательных изменений в отрасли, обеспечив государственную поддержку инновационного  пути развития

образовательных учреждений  в области информатизации и развития информационно-коммуникативных технологий.

Внедрение информационных и Интернет-технологий приводит к принципиальному изменению роли учителя в образовательном процессе, к необходимости качественно новой подготовки педагогических кадров, которые технически и психологически всегда были бы готовы к новым условиям.

Усиление рыночных тенденций в образовании повышает востребованность таких технологий, как маркетинг, менеджмент, PR, дистанционное обучение, вебинары и др.

Внедрение здоровьесберегающих технологий увеличит требования к отбору методик преподавания.

Недостаточные знания педагогов в использовании современного компьютерного оборудования  станет сдерживающим фактором в реализации программы информатизации школы. 

Введение ЕГЭ может привести к резкому снижению роли технологий и методик, которые не направлены на тренировку работы с тестами, и приоритету формирования ключевых компетенций.

 

2.3. SWOT- анализ потенциала школы

 Достижение, поставленных  в Программе развития  ориентиров,  будет происходить за счет актуализации  инновационного  потенциала школы.  Для выявления потенциала системы образования школы был проведен SWOT-анализ. 

Внутренние факторы:

Сильные стороны: 

  школа доказала  способность обеспечить доступность образования, спектр вариативных образовательных услуг, непрерывный характер образования;

  школа имеет позитивный опыт обеспечения результативности образовательной деятельности, в ходе выполнения ЕГЭ и ОГЭ после основной школы;

  школа имеет позитивный опыт инновационной деятельности в развитии информационной и технологической составляющих в образовательной деятельности;

  школа предлагает в качестве образовательной услуги углубленное изучение английского языков, математики;

  школа обладает высоким авторитетом в педагогическом сообществе района, инновационным характером образовательной деятельности, высоким уровнем результативности достижений обучающихся, высококвалифицированным педагогическим коллективом и современной материальной базой;

Слабые стороны: 

  недостаточная сформированность согласованной многоуровневой модели управления качеством образования, что обеспечило бы стабильный характер достижения заданных результатов образовательной деятельности;

  преобладание традиционного опыта организации образовательного процесса, что сдерживает переход на новые стандарты образования (организацию образовательного процесса в рамках учебного дня в трех образовательных средах: урочной, внеурочной и внешкольной); 

  недостаточно широкое и активное применение новых моделей повышения квалификации педагогов, что сдерживает процесс формирования востребованных образовательных услуг (инновационные образовательные продукты, накопительная система).

  Внешние факторы:

Возможности для успешного развития школы: 

разработанная новая  Программа развития учитывает приоритетные основные направления развития системы образования РФ;

готовность муниципалитета инвестировать ресурсы в развитие образовательной системы школы в форме оплаты образовательных услуг и грантовых конкурсов при условии достижения последней общественно значимых результатов;

наличие в рамках реализации предыдущих программ развития опыта инновационной деятельности.

Возможные риски:

  возможность некоторой потери достигнутого уровня образования в результате изменения приоритетов деятельности (переход на новые ФГОС, инициатива «Наша новая школа», реализация  нового «Закона об  образовании Российской Федерации», широкое внедрение ЕГЭ и ОГЭ, НСОТ, новой системы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров и др.);

не все педагоги и родители могут положительно воспринять идеи Программы развития и положительно отнестись к предполагаемым изменениям;

невозможность удовлетворения социального запроса в полной мере.

SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития школы  до 2019 года – внедрение новой управленческой культуры руководителей школы, направленной на эффективное использование внутреннего потенциала по ее инновационному развитию в соответствии с направлениями инициативы «Наша новая школа». 

Подобная  расстановка приоритетов смещает акцент с процесса накопления образовательных ресурсов на процесс эффективного использования существующих ресурсов  и управления использованием существующих ресурсов для достижения нового качества образовательной среды школы.

 

3.  Миссия, ведущие идеи,  цели и задачи  программы развития школы                    на 2015 -2019 годы

 Миссия: необходимость создания компетентностной образовательной среды на основе актуализации инновационного потенциала школы.

Ведущими идеями Программы являются:

1. Проектирование модели школы 2019 года строится на основе федеральных, региональных, муниципальных направлений развития образования и с учетом преемственности и  результатов  Программы развития школы  до 2015 года.

2. Проектирование развития школы  происходит в условиях проектирования информационной среды и сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса Корочанского района.

3. Проектирование стратегий личностного и профессионального развития участников образовательного процесса является обязательным элементом программы.

4. Развитие имеет вероятностный характер, так как этот процесс обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов. Предполагается, что в процессе реализации Программы развития, в образовательной системе школы могут появляться новые, позитивные непрогнозируемые элементы  –  новообразования, появление которых предполагается отслеживать в период осуществления программы развития и фиксировать при управленческом анализе. 

5. Управленческий анализ промежуточных итогов реализации программы развития осуществляется по окончании каждого учебного года.  

Ключевая цель Программы:  создание компетентностной образовательной среды на основе актуализации инновационного потенциала школы, способствующей  повышению качества образования, успешной социализации в обществе учащихся школы  в соответствии с направлениями Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Задачи Программы развития:

1. Реализация компетентностного подхода в образовательном пространстве школы с целью повышения качества образования, отвечающего современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса в рамках внедрения новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования и формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности.

2.  Совершенствование системы выявления, поддержки  и сопровождения талантливых детей и создания условий для реализации их способностей.

3.    Развитие кадрового потенциала школы на основе стимулирования творческой профессиональной деятельности, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров.

4.     Совершенствование системы сохранения и  укрепления здоровья всех участников образовательного процесса и создание условия для эффективного использования здоровьесберегающих технологий.


 

 

Раздел 4. Стратегический план реализации Программы развития

№ п/п

Основные  мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Повышение качества образования, отвечающего современным требованиям

 

1

Изучение микросреды школы, потребностей учащихся и их родителей и уровня  предоставляемых школой образовательных услуг

2015

зам директора

2

Изучение сформированности интеллектуального потенциала учащихся

2015

зам. директора

3

Изучение сформированности творческого потенциала учащихся

2015

зам. директора

4

Разработка образовательной программы школы с учетом включения новых рабочих программ

ежегодно

директор

5

Построение индивидуальной траектории обучения учащихся, разработка индивидуальных учебных планов  и программ

2015

зам. директора

6

Создание программно-методического обеспечения к перспективному учебному плану; подбор базовых программ, программ углублённого изучения предметов

2015-2016

рук. МО, творческие группы

7

Определение подходов к дальнейшей специализации и углублению знаний

2016

зам. директора

8

Укрепление внешних связей с другими школами

ежегодно

зам. директора

9

Введение инновационных образовательных программ

Введение интегрированных  элективных курсов

Введение интегрированных программ дополнительного обучения и профессионального обучения

2015

педагоги

10

Реализация целевой  программы  «Интеллект. Шаг в будущее»

постоянно

зам директора

11

Создание банка учебных занятий:

-интегрированные уроки,

-дистанционные занятия и др.

 

2016

зам. директора, руководители МО, творческие группы

12

Организация дистанционных учебных курсов

2016

зам. директора, рук. МО, творческие группы

13

Использование ресурсов учреждений дополнительного образования во взаимодействии со школой для расширения направлений предпрофильной подготовки

2015-2016

зам. директора, педагоги

14

Организация учебно-методической поддержки обучения учащихся по индивидуальным планам в рамках сетевого взаимодействия

2015

зам. директора

15

Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов,  заданий и т.д.)

2015

зам. директора

2. Совершенствование системы методической работы для роста профессионального мастерства педагогов

1

Определение профессиональных затруднений педагогов

ежегодно

зам. директора

3

Создание банка статистических данных педагогов - участников сетевого взаимодействия

2015-2016

зам. директора

4

Разработка системы методической поддержки педагогов

2015

зам. директора,

5

Создание банка данных учебно-методических пакетов, разработанных как учителями школы, так и учителями других школ по концентрированному обучению

2015

зам. директора,  рук. МО, творческие группы

6

Организация процесса непрерывного самообразования педагогов образовательных учреждений сети посредством оказания образовательных услуг, методической поддержки в межкурсовой период

постоянно

зам. директора

7

Использование инновационного потенциала участников НПО в сетевом взаимодействии

2015-2016

зам. директора

8

Повышение квалификации педагогических работников путем привлечения их к участию в работе проблемных дистанционных и очных курсов

ежемесячно

зам. директора

9

Реализация новых форм организации предшкольной подготовки

2015-2016

зам. директора, руководитель лаборатории, рук. МО, творческие группы

10

Разработка методических материалов по организации и проведению «погружений»: тематических, эвристических, выездных, «погружений» в культуру

 

2015

зам. директора, руководитель лаборатории, рук. МО, творческие группы

11

Отработка содержания  образовательной и учебно-исследовательской работы и совершенствование структуры ШНО «КВАНТ»

2015

МО, педагоги, руководитель ШНО

12

Организация долгосрочного методического семинара по проблемам преемственности образования для педагогов образовательных учреждений сети

2015-2019

зам. директора

13

Организация научно-практической подготовки учителей-предметников и классных руководителей по проблеме реализации принципов здорового образа жизни

2015-2019

зам. директора

14

Проведение межшкольных мероприятий научно-методической направленности в рамках сетевого взаимодействия (конференции, семинары, педагогические чтения, открытые уроки, мастер-классы и т.п.)

ежегодно

зам. директора, МО

15

Организация постоянно действующего семинара для учителей, внедряющих в процесс обучения здоровьесберегающие технологии

2015-2019

зам. директора, руководитель МО учителей физической культуры, мед. работники

16

Включение в учебную деятельность исследовательской работы, работы школьного научного общества «КВАНТ»

2015-2019

педагоги

3. Совершенствование системы сохранения и  укрепления здоровья всех участников образовательного процесса

 

1

Подготовка пакета документов по ранней диагностике и профилактике заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста

ежегодно

зам. директора, педагог-психолог

2

Создание банка методик исследования, анализа, контроля и оценки состояния физического, психического здоровья субъекта образовательного процесса, социальной адаптации учащихся

2015

зам. директора, педагог-психолог

3

Создание мониторинга по отслеживанию развития психофизического потенциала учащихся

2015

педагоги, медицинский работник

4

Просветительская  работ по следующим темам:

·                                     «Мое здоровье - основа моей жизни»

·                                     «Вредные привычки и их последствия» (по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании, употребления алкоголя)

·                                      «Инфекционные  болезни» (в том числе и  туберкулез)

·                                      «Психологическое сопровождение ЕГЭ» и др.

ежегодно

педагоги, педагог-психолог, мед. сестра

5

Разработка тематики лектория для родителей по проблемам сохранения здоровья

 

2015-2016

зам. директора

6

Организация здоровьесберегающей деятельности в школе через уроки и внеклассные мероприятия со здоровьесберегающей направленностью

ежегодно

зам. директора, педагоги

7

Подготовка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на тему «Основные правила личной безопасности»

2015

руководитель МО учителей физической культуры, ОБЖ, творческие группы

8

Проведение психологических тренингов, направленных на формирование навыков уверенного поведения участников конкурсов, конференций

ежемесячно

зам. директора, педагог-психолог

9

Организация профилактических  бесед для учителей и родителей с медицинской сестрой  о состоянии здоровья школьников

ежемесячно

зам. директора, педагог-психолог

10

Проведение спортивно-массовых мероприятий, привлечение обучающихся, сотрудников и родителей к занятиям физической культурой и спортом

ежемесячно

зам. директора, педагог-психолог

11

Создание условий для обучения детей-инвалидов

2015

зам. директора

12

Разработка и апробация  программ по формированию потребности в ведении здорового образа жизни обучающимися, сотрудниками, родителями

2015-2019

зам директора, творческие группы

4. Совершенствование системы выявления, поддержки  и сопровождения талантливых детей и создания условий для реализации их способностей

 

1

Откорректировать список одаренных детей с указанием предмета (школы, входящие в сетевое взаимодействие).

2015

Зам директора

учителя-предметники

2

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

постоянно

Зам директора

 

3

Активное  внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках

постоянно

Зам директора, руководители МО

 

4

Выставка научно- практической продукции межшкольных методических объединений по работе с одаренными детьми. Создание банка  творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

постоянно

Зам директора, руководители МО

 

5

Проведение проблемных заседаний предметных межшкольных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми

2015-2017

Зам директора

 

6

Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми

постоянно

Зам директора

 

7

Организация психологической поддержки работы с одаренными детьми

постоянно

Педагог -психолог

8

Организация работы по формированию исследовательской культуры учащихся

постоянно

Зам директора

 

9

Организация работы межшкольного научного общества  в условиях сетевого взаимодействия

 

постоянно

рук. научного общества 

10

Организация работы по формированию исследовательской культуры учащихся:

- ШНО;

- предметные недели;

- научно-практические конференции;

2015-2019

зам. директора, педагоги

12

Работа с родителями: переговорная площадка для родителей на сайте «Одарённые дети», форум «Особенности воспитания одарённого ребенка»

 

ежегодно

зам. директора, педагоги

13

Ведение целенаправленной работы по выявлению профессиональных склонностей учащихся 9-11-х классов

ежегодно

Педагог-психолог

14

Разработка программы формирования  современного  мировоззрения и российской  гражданской  идентичности  обучающихся 

2012-2013

зам. директора

       

 


 

 

5.   Механизм управления реализацией программы развития

Управление Программой развития осуществляется  на принципах комплексного и системного характера решений по реализации взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, в системе оценки качества образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах;  на принципах партнерства органов муниципальной власти, руководства школы, общественности, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. 

            В систему органов по управлению реализацией Программы входят заказчик, руководитель Программы, рабочий орган по реализации Программы из представителей  руководства школы, педагогического коллектива, членов  Управляющего совета.  Заказчик Программы - Управляющий совет школы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы. 

            Руководителем программы назначается директор ОУ. Руководитель Программы несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

            Рабочий орган в ходе выполнения Программы разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; готовит проект плана мероприятий по реализации Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы, а также механизм реализации Программы; разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы; выполняет комплекс намеченных мероприятий; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы; обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом мероприятий Программы; собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы; ведет отчетность о реализации Программы; информирует общественность о ходе и результатах реализации Программы, в том числе  на  сайте школы  в сети Интернет, подготавливает ежегодно (в форме письменного отчета - обзора) о ходе реализации Программы в рамках Публичного доклада. 

 

6.   Ресурсное обеспечение программы развития

 Объемы и источники финансирования мероприятий Программы устанавливаются ежегодно после утверждения  годового плана работы в пределах консолидированного бюджета, формируемого из различных финансовых источников, заинтересованных в достижении цели Программы развития образования в школе. 

Субъект и источник

финансирования

Заинтересованность субъекта в

реализации цели программы

Министерство образования и науки РФ  –  федеральный бюджет РФ

Реализация «Закона об образовании Российской Федерации», инициативы «Наша новая школа» и обеспечение перехода на новые образовательные стандарты.

Администрация  муниципального района «Корочанский район» –  муниципальный бюджет 

Повышение эффективности образовательной отрасли для бюджета  Корочанского района. Повышение эффективности образовательной деятельности, воспитательной работы и социальной защиты ребенка

Управление образования администрации муниципального района «Корочанский район» -  муниципальный бюджет

Развитие системы образования муниципального района «Корочанский район»

Родительская общественность  -

внебюджетные средства

Опережающая подготовка организационно-методической базы для повышения качества подготовки конкурентоспособного выпускника

Предприятия и учреждения города, общественные организации - спонсорство 

Обеспечение инновационного развития экономики кадрами и повышения качества жизни жителей города

 

7.  Контроль и оценка эффективности  выполнения программы развития

Контроль и оценка эффективности выполнения Программы развития проводится по следующим направлениям:

  1. Оценка эффективности реализации Программы развития осуществляется заказчиком Программы  –  Управляющим советом школы  ежегодно, в течение  всего срока реализации Программы, на основе использования целевых индикаторов с целью обеспечения мониторинга динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период для уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы. Для мониторинга развития образовательной системы проводится бенчмаркинг по нескольким показателям. Используются два основных метода: самооценивание и экспертная оценка. 
  2. Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы по направлениям, которые отражают выполнение мероприятий Программы.
  3. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов.
  4. Программа развития предполагает использование системы индикаторов, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации.
  5. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена удовлетворенностью населения качеством предоставляемых школой услуг с помощью электронных средств информации и специально организованного опроса.
  6. Управленческий анализ итогов реализации Программы развития осуществляется руководителем Программы по окончании каждого учебного года. Итоги выполнения Программы представляются руководителем ОУ Управляющему совету (в форме письменного отчета-обзора) и Педагогическому совету в августе (в устной форме) и публикуются на сайте школы. 

 

Целевые индикаторы и показатели

Для исследования эффективности реализации программы развития будем использовать следующие показатели.

 

 

Важнейшие целевые показатели  реализации Программы развития

Ед-цы измер.

Текущее значение

Целевое значение

(по годам)

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Высокий  уровень сформированности познавательного потенциала учащихся

%

 

 

 

 

 

 

Высокий  уровень образовательной компетентности

%

71,6

73

74

76

78

80

Высокий  уровень сформированности потенциала информационной компетентности учащихся

%

41,5

43,8

48,2

54,8

58,6

60,2

Высокий  уровень сформированности коммуникативного потенциала

%

64

69

73

80

86

90

Доля  учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам и программам различного уровня

%

12

18

22

26

28

32

Доля  учащихся, включенных в  дистанционное обучение

%

-

-

-

8

16

24

Высокий  уровень развития нравственного потенциала учащихся

%

77,2

78

79,6

80

82

84

Уровни  сформированности компетентности в сфере социально-трудовой деятельности

%

45

54

66

70

74

80

Удельный  вес сформированности компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности

%

46

56

66

76

86

96

высокий уровень адаптации учащихся

%

51

60

68

71

78

86

Удельный вес развития психофизического потенциала школьника

%

35,8

43,6

54

60

68

74

Доля  здоровых учащихся

%

69

71

72

76

79

83

Удельный  вес готовности к выбору образовательной траектории и самоопределению

%

55

58

63

68

78

92

Удельный  вес сформированности компетентности культурно и духовно обогащенной личности

%

50

60

70

80

90

98

Доля  педагогов, использующих в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии

%

97

100

100

100

100

100

Доля  учителей начальных классов, участвующих в реализации ФГОС начального общего образования и

прошедших курсовую подготовку по его  введению

%

-

43

60

81

100

100

Удельный  вес профессионального роста педагогического коллектива

%

85

88

91

92

94

98

Удельный  вес удовлетворенности всех субъектов развития жизнедеятельностью школы

%

80

88

90

91

93

95

Доля  оснащенности образовательного процесса средствами информационно-знаниевой  среды

%

47

56

64

72

81

100

Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы развития на 2015–2019 годы образовательная среда школы будет способна:

- обеспечить общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего  общего образования в соответствии с законодательством РФ;

- обеспечить условия для достижения относительно высокого уровня образования обучающихся в рамках государственного образовательного стандарта, подтвержденного результатами ЕГЭ и ОГЭ;

- обеспечить освоение обучающимися базовых компетенций современного человека: (информационной, коммуникативной, регулятивной);

-  обеспечить условия для реализации предпрофильного и профильного обучения, на основе выбора образовательных программ;

-  обеспечить качественное дополнительное образование и широкий спектр дополнительных образовательных услуг, включающих оказание  социально-педагогической и психолого-педагогической помощи;

- обеспечить условия обучения учащихся, позволяющие  сохранить их здоровье и гарантировать их безопасность;

-  обеспечить  поддержку через систему моральных и материальных стимулов социального и общественного статуса учителя; 

-  обеспечить условия, способствующие  развитию  профессиональных компетенций педагогов; 

-  сформировать систему и механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг;

-  создать прозрачную, открытую систему информирования граждан об образовательных услугах, реализуемых школой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".