![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа развития
Заключение о согласовании программы развития
Cодержание Программы:
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области»
1.1 Паспорт Программы развития МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского» на 2020-2024 г.г.
1.2 Информационная справка об образовательном учреждении
МБОУ «Корочанская СОШ» одна из старейших школ района. Она ведет свою летопись с 1908 года. 1908, 13 декабря - освящение нового здания Корочанской женской гимназии имени Д.К. Кромского и церкви при ней во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского. В 1908 году открыта женская гимназия им. Д.К. Кромского. В 1918 году мужская и женская гимназии объединены в одну школу-девятилетку. В 1929 году школа преобразована в десятилетку с культурно-просветительным уклоном десятого класса. В 1930 - 1931 году на базе школы образован педагогический техникум. 1942 год,10 ноября - поджог здания школы оккупационными войсками. 1958 год,1 сентября - открытие здания школы, восстановленного после пожара. 1962 год - в школе вводится 11-летнее обучение (по 1966 г.) 1964 год, октябрь - гостем школы был писатель А.И. Гессен. В 1970 году в школе создан историко-краеведческий музей. 1980 год - введена в эксплуатацию пристройка с актовым залом, столовой, библиотекой, спортивным залом и мастерской. 1987 год - открыт первый компьютерный класс в школе. 1989 год - в школе вводится 11-летнее обучение. 1998 год - празднование 90-летнего юбилея школы. 1999 год - введена в эксплуатацию новая пристройка на 660 мест с актовым и хореографическими залами, столовой, спортивным залом и мастерской. 2000 год - организация сети Интернет в школе. 2003 год, 27октября - решением 24-й сессии районного Совета депутатов муниципальному общеобразовательному учреждению «Корочанская средняя общеобразовательная школа» присвоено имя Д.К. Кромского, Почётного гражданина города Короча. 2005 год - на базе школы открыта областная опытно-экспериментальная площадка по теме «Апробация экспериментального базисного учебного плана, профильного обучения и предпрофильной подготовки». 2006 год - в рамках Приоритетно-национальной программы образования учитель русского языка и литературы В.А. Цыпкина стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России». 2007 год - открыт профильный класс с двумя профильными группами физико-математического и социально-гуманитарного направления. 2008 год - школа стала победителем конкурса «Лучшие школы России» в рамках ПНПО и получила грант 1 млн. руб. 2009 год - в рамках Приоритетно-национальной программы образования учитель истории О.Е Павленко стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России». 2011 год - занесение на Доску Почета муниципального района «Корочанский район» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области». 2014 год - школа стала победителем в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди общеобразовательных учреждений области 2014 год - школа стала победителем регионального этапа VII Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны». 2014 год - МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области» занесена на Доску Почета городского поселения «город Короча» за высокие показатели в работе. 6 мая 2016 года на базе школы прошла коллегия Департамента образования Белгородской области. 23 мая 2016 года школа стала центром знаменательных событий, посвященных 200-летию со дня рождения высокопреосвященного митрополита Макария: открыта мемориальная доска, состоялся районный слёт поисковых отрядов с участием Высокопреосвященнейшего архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. 30 июля 2016 года МБОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского» занесена на районную доску Почёта. 26 сентября 2016 года школу посетил Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко в рамках рабочей поездки по Корочанскому району. 2017 год: Областной региональный видеоконкурс танцевальных флешмобов, лауреат. XIII Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», лауреат. Победитель муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Директор года -2017» 2018 год: региональный творческий конкурс «Мой отчий край», посвященный 65-летию образования Белгородской области. Номинация: презентация «Ими гордится Белгородская область». Победитель. XI Всероссийский фестиваль творчества кадет «Юные таланты Отчизны». Диплом, грант. Свидетельство о занесении на молодёжную Доску почёта команды КВН «Без правил». 2019 год: Победитель муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Директор года -2019», победитель муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2019». На протяжении последних пяти лет школа является базовой для проведения областных соревнований по гимнастике.
Муниуципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области» расположена в центральной части города Корочи. Находится в благоприятном социокультурном окружении. Рядом находится детский сад «Сказка», в одном зднии со школой располагается Центр молодёжных инициатив и Детская школа искусств. В шаговой доступности Корочанский сельскохозяйственный техникум. На момент написания программы обучающихся в школе 614 человек при проектной мощности – 660 человек. Из них в начальной школе обучаются – 271 обучающихся (44%), в основной школе – 289 обучающихся (47 %), в средней школе – 54 обучающихся (9 %). Для реализации целей федеральных государственных образовательных стандартов школа сегодня располагает высоким кадровым потенциалом. В школе работает 3 заслуженных учителя РФ, 6 педагогических работников награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», 16 - «Почетный работник общего образования». 32 педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 10 – первую. В школе двое учителей являются победителями конкурса лучших учителей России в рамках Национального проекта «Образование».
Школа работает в 1 смену, учебный процесс осуществляется в рамках пятидневной учебной недели. Продолжительность уроков в 1 классе в первом полугодии - 35 минут, во втором - 40 минут, во 2 – 4-х классах - 45 минут, 5-11 классах - 45 минут. Школа имеет лицензию 31Л01 № 0002655 регистрационный номер 8812 от 24.10.2019 года, бессрочную, дающую право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, программы дополнительного образования. Занятия по интересам начинают работу в соответствии с рекомендациями Сан-ПиН 2.4.2.2821-10. Работа ОУ регламентируется Уставом, утверждённым постановлением администрации муниципального района «Корочанский район». Школа реализует общеобразовательные, профильные, адаптированные образовательные программы. Имеются достаточные ресурсы для внедрения в процесс обучения перспективных методик и современных инновационных технологий. На уровне начального общего образования в учебном процессе используется программа под редакцией Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Ведется работа по организации здоровьеориентированного пространства образовательного учреждения. Программы и используемые учебники соответствуют федеральному и региональному перечню рекомендованных к использованию в учебном процессе. Система дополнительного образования представлена 5 спортивными секциями, 10 кружками, включающими, кроме предметных кружков, вокально-эстрадную студию. Учебные занятия проводятся в двух типовых зданиях общей площадью 12320,7 кв. метра. Материально-техническую базу составляют: 3 спортивных зала, комплексная игровая спортивная площадка с резино-битумным покрытием, спортивная площадка с травяным покрытием, 1 столовый зал (на 160 посадочных мест), актовый зал (на 180 посадочных мест), 3 стационарных компьютерных класса и 1 мобильный компьютерный класс, столярная и слесарная мастерские, 2 лингафонных кабинета. Школа оснащена аудио- и видеоаппаратурой, оргтехникой, мультимедийным оборудованием; имеет локальную информационную сеть с доступом в Интернет. В образовательном учреждении имеется 111 компьютеров. Компьютеризированы: 39 учебных кабинетов, кабинет директора, библиотека, кабинет педагога-психолога, логопеда, 3 кабинета заместителей директора, приемная, 3 кабинета учителей физкультуры при спортивных залах. 39 учебных кабинетов оснащены мультимедийными установками, 7 кабинетов – интерактивными досками. Для подвоза детей имеется автобус: ПАЗ 32053-70. Государственный регистрационный знак М 222 ВК 31 RUS. Финансовое обеспечение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области" складывается из муниципального, регионального и федерального бюджетов.
2. Аналитико-прогностическое обоснование программы 2.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды и социального заказа школы Развитие образовательного учреждения определяется рядом факторов изменения внешней среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральный уровень Основные направления деятельности МБОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского» должны развиваться согласно стратегическим приоритетам в сфере образования, определенными в таких нормативных правовых документах, как Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы, приоритетных проектах и др. Прежде всего, необходимо отметить такое требование современной концепции управления, как актуализация проектно-целевого подхода, согласно которому управление и развитие организации сферы образования осуществляется исключительно посредством участия в проектах разного уровня и их инициирования. Механизмы формирования образовательной среды школы определены с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной и муниципальной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: - формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей; - обеспечение условий развития каждого человека; - понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; - обеспечение открытости и доступности образовательных услуг. В Государственной программе на 2018-2025 гг. в качестве стратегического приоритета определена задача по формированию востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Необходимо отметить потребность в методической и курсовой подготовке педагогических работников к профессиональной деятельности по федеральным государственным образовательным стандартам. В качестве приоритетов развития сферы образования необходимо выделить такие направления, как реализация Концепции математического образования, Историко-культурного стандарта, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 96-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р). Муниципальный уровень Муниципальная программа «Развитие образования Корочанского района на 2015-2025 годы», утвержденная постановлением главы администрации Корочанского района от 12 сентября 2014 года № 650; 1. Повышение качества общего образования через реализацию комплекса мер: - разработка моделей развития функциональной грамотности школьников на основе проектной, исследовательской деятельности; - профессиональная ориентация и профессиональная подготовка школьников, организованные с учетом социально-экономических особенностей рынка труда; - создание условий для реализации в общеобразовательных учреждениях воспитательной компоненты с учетом региональной и муниципальной специфик. 2. Перспективное расширение потенциала системы дополнительного образования детей планируется за счет: - разработки индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с разными образовательными и личностными потребностями; - логистического сопровождения одаренных детей; - организации досуговой деятельности учащихся через включение их в социально значимые проектные практики и обеспечение, таким образом, гражданского права детей на участие в жизни общества; - развития творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка независимо от социального статуса семьи; - вовлечения школьников в занятия массовым и профессиональным спортом, формирования «моды» на здоровый образ жизни. 3. Наиболее эффективными мерами в работе с педагогическими кадрами являются: - расширение спектра мероприятий, направленных на привлечение в сферу образования молодых специалистов; - замена устаревших форм повышения квалификации новыми моделями, предполагающими индивидуализацию траекторий профессионального развития педагогов; - поддержка инновационной и стажировочной деятельности педагогических работников как ресурса развития систем образования всех типов.
2.1.1 Результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей родителей и обучающихся
В ходе анализа информации, представленной социально-педагогической службой школы, был составлен социальный паспорт школы. Выявлено социальное положение родителей: рабочие - 59,2%, служащие - 25%, частные предприниматели - 1,8%, безработные - 10,8%, пенсионеры - 2,6%, инвалиды - 0,6%.Основная масса учащихся проживают в обеспеченных семьях - 87,5%, малообеспеченных семей - 12,5%. Высоко число неполных семей – 23 %, 4 детей находятся под опекой. Увеличивается количество детей, проживающих отдельно от родителей по различным причинам. Сохраняется число проблемных семей - 7 семей. Проявляется тенденция к увеличению количества детей, состоящих на диспансерном учете. На учете по инвалидности состоит 12 детей, на внутришкольном контроле – 7 семей с проблемами по вопросам утраты родительского авторитета, материального неблагополучия, а также конфликтных ситуаций по вопросам воспитания. 5 учеников совершили преступление и были поставлены на учет в КДН ОМВД. В силу выше обозначенных проблем, очевидно, что семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны социально - психологической службы образовательной организации. Одним из путей решения проблем мы считаем активное включение родителей в образовательный процесс, внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. В решении многих проблем в деятельности педагогического и ученического коллектива за последние года достигнуты немалые положительные результаты, что обеспечило высокий авторитет школы среди родителей и обучающихся, способствовало формированию стойкого позитивного отношения к деятельности педагогического коллектива. Это подтверждается данными социологических исследований: 94% родителей отметили высокий уровень организации учебного процесса, 82% респондентов воспринимают инновационные процессы в школе, как необходимое условие развития и повышение конкурентноспособности учреждения, 95% выразили удовлетворение по созданию здоровьесберегающей среды и насыщению учебным оборудованием, 97% родителей гордятся успехами своих детей и школы.
2.1.2 Анализ возможностей социальных партнеров
Одним из непременных условий воспитания детей в образовательном учреждении является взаимодействие с окружающим социумом. В рамках сетевого взаимодействия определены следующие приоритетные направления работы: - повышение квалификации педагогических кадров; - интеграция общеобразовательной школы с учреждениями дошкольного, дополнительного и профессионального образования; - повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов. По данным направлениям эффективно работают методический совет школы, школьные и межшкольные методические объединения учителей географии, учителей математики и информатики, учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов и др. Установлены тесные связи с учреждениями дополнительного образования: МБУДО «ДДТ» МБУДО «КСЮН», МБУДО «ДЮСШ», Корочанская ДШИ, Центр молодёжных нициатив. Установлено сотрудничество с учреждениями профессионального обучения: с Корочанским сельскохозяйственным техникумом. Цель работы школы в контексте социальной деятельности - дать учащемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
2.2 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды школы Общая черта системных изменений в образовании на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях - нацеленность на обеспечение доступности и качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества. Необходимость таких изменений объективна: современная школа не должна ориентироваться только на обучение, выпуская человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Система образования сегодня отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Школа должна обеспечить такое базовое образование, которое позволит в дальнейшем легко продолжить обучение в вузе, овладеть профессией, дать подростку необходимый багаж, позволяющий ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться к жизни за пределами школьных стен, самостоятельно принимать обдуманные решения и нести за них ответственность. Формула «образование через всю жизнь» становится актуальной для каждого интеллигентного человека. Социокультурное окружение школы составляют МБУ ДО «Корочанская школа искусств», Детский сад «Сказка», Центр молодёжных инициатив. У школы сложились творческие контакты с Корочанской центральной районной библиотекой имени Н.С. Сохановской (Кохановской)» краеведческим музеем. На протяжении ряда лет социальными партнерами школы являются Автономная некоммерческая образовательная организация «Региональный экономико-прпавовой колледж», Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт», областное государственноу автономное профессиональное образовательное учреждение «Корочанский сельскохозяйственный техникум». За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения г Короча. Степень обученности школьников за последние 3 года сохраняется на стабильно высоком уровне, качество знаний составляет от 50% до 53%. В целевых программах и проектах реализовывались ключевые идеи развития школы - социализация личности на основе становления многообразного социального опыта и реальных представлений о себе. Неизменным остается высокий уровень результатов образовательной деятельности: - постоянная положительная динамика сдачи ЕГЭ и ОГЭ; - высокое качество знаний, которое позволяет ежегодно около 98 – 100% выпускников поступать в ВУЗы области и страны; - успешное участие обучающихся школы в предметных олимпиадах и конкурсах на различных уровнях; - реализация программ профильного обучения на третьем уровне позволяет отдельным обучающимся заканчивать школу с медалями. В школе сложились устойчивые модели предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся на основе оптимального сочетания качественного уровня общего образования с широким спектром дополнительного образования. Создана и развивается система охвата детей физкультурой и спортом, работают спортивные секции. Ученики 1-х – 11-х классов имеют два урока физической культуры в неделю, третий час вынесен во внеурочную деятельность в виде подвижных игр. Для детей с ослабленным здоровьем ведутся занятия по программе специальной медицинской группы. Постоянно поддерживаются комфортные психологические и бытовые условия обучения учащихся, обеспечивая высокую степень удовлетворенности отношениями всех участников образовательного процесса. Жизнедеятельность школы ориентирована на глубокий уровень освоения обучающимися базовой культуры (национальной, этической, культуры жизнедеятельности, мировой художественной, социальной, экономической и культуры самоопределения) в ситуации интеграции учебной и внеучебной деятельности. В школе создаётся современная информационно насыщенная образовательная среда с применением новых, в том числе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения на всех его уровнях. Для современной организации образовательного процесса школа располагает мощной материально-технической базой: - 2 компьютерных класса; - 2 лингафонных кабинета; - полностью компьютеризован кабинет истории и физики; - в каждом кабинете автоматизированное рабочее место учителя; - локальная сеть Интернет. На один компьютер в школе приходится 6 обучающихся. Инновационная образовательная деятельность объективно стала составной частью Программы развития до 2019 года, лучшие её направления будут иметь продолжение в рамках данной Программы в форме перспективных проектов и подпрограмм. Постоянно корректируются и внедряются в практику работы школы оптимальные формы эффективного управления образовательным учреждением. Внедрены следующие инновационные системные элементы: новые формы общественно-государственного управления образованием и самоуправления (Управляющий совет, ученическое самоуправление). К числу несомненных достижений школы в период реализации Программы развития можно отнести: - рост количества педагогов и учащихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность; - реализацию социально значимых проектов; дальнейшее распространение практики представления учащимися интеллектуально-творческих портфолио личных достижений; Эффективность деятельности школы в целях создания оптимальных условий для развития, саморазвития, самореализации личности участников образовательной деятельности характеризуется показателями качества образования. По итогам 2018-2019 учебного года качество образования остается стабильным и составляет 50 %, что говорит о высоком уровне сформированности познавательного потенциала учащихся и соответствует показателям эффективности образовательной деятельности, определенной в Программе развития.
Сравнительный анализ качества знаний за последние 3 года
Результаты промежуточной аттестации 2018-2019 уч. год
Итоги государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования 2018-2019 учебный год Русский язык
Математика
Итоги государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования 2018-2019 учебный год
Четверо выпускников (11,8%) получили аттестат о среднем общем образовании с отличием, 100% обучающихся 11 «А» класса (19 человек) и 9 обучающихся 11 «Б» класса (60%) получили аттестат с оценками «4» и «5». Итого 28 обучающихся 11-х классов (82%) получили аттестат с оценками «4» и «5». В 2017- 2018 учебном году таких обучающихся было 48% (13 чел). Это свидетельствует о том, что большая часть выпускников 2019 года имели высокий уровень мотивации к учению и проводимая информационно-разъяснительная работа среди родителей и обучающихся, позволила максимально исключить поступлените в 10 класс обучающихся с низким уровнем мотивации. Результаты экспертизы учебных достижений обучающихся 2-4 классов показали, что соответствие уровня освоения образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта находится на среднем уровне, большинство обучающихся достигли опорного уровня образовательных достижений. 99,9% процентов учащихся начальной школы продемонстрировали овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования. У 0,1 % учащихся выявлены проблемы в дальнейшем обучении. С целью создания условий для обеспечения комплексной безопасности учащихся в школе имеется система автоматизированной пожарной сигнализации, тревожная кнопка, наружное и внутреннее видеонаблюдение. Важным звеном в образовательном процессе, обеспечивающим реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, является дополнительное образование и внеурочная деятельность. В школе функционируют объединения по интересам, спортивные секции, научное общество «КВАНТ». Всего в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности занимается 48% детей и подростков 1-11 классов, принимающих активное участие в реализации комплексно-целевых программ в области духовнонравственного и гражданско-патриотического воспитания. За счет волонтерского движения, эффективного взаимодействия педагогов школы с заинтересованными организациями и ведомствами, социально-психологической службой школы совершенствуется система профилактики асоциального поведения детей и подростков. Организация оздоровительной работы ведется в учебной и внеучебной деятельности, а также в рамках реализации дополнительных образовательных программ. Доля учащихся, занимающихся различными видами спорта, составляет 54% от общего числа детей.
2.2 Анализ проблем школы и их причин
Анализ результатов деятельности за последние три года выявил ряд проблем, которые требуют решения с целью повышения эффективности функционирования школы с учетом определенных приоритетов развития: - обновление состава и компетенций педагогических кадров, привлечение молодых специалистов, создание возможностей для карьерного роста педагогов «по горизонтали» (педагог-новатор, педагог-исследователь); - сокращение разрыва между учащимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты, посредством их перехода в статус успешных учащихся;
- повышение уровня функциональной грамотности учащихся; - создание условий для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения, использование облачных технологий в образовательном процессе; - обновление учебно-материальной базы для организации дополнительного образования детей, внеурочной деятельности; - увеличение количества детей, вовлеченных в неформальное (вне рамок организаций дополнительного образования детей) и информальное (медиа, интернет) образование; - поиск эффективных механизмов выявления и поддержки одаренных детей; - повышение результативности спортивно-массовой работы; - обучение по новым стандартам; - развитие сетевого взаимодействия в рамках образовательного округа Корочанского района, обеспечивающей вариативность и доступность образовательных услуг; - совершенствование системы оценки качества образования, обеспечивающей объективность и прозрачность оценки учебных и внеучебных достижений, доступность результатов оценивания для потребителей образовательных услуг.
SWOT-анализ развития МБОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского»
С учетом исследования состояния и прогноза тенденций изменения внешней и внутренней среды Школы был осуществлен SWOT-анализ ее развития по таким направлениям, как: 1. Развитие здоровья и физическое воспитание обучающихся; 2. Системное развитие образовательной деятельности Школы; 3. Совершенствование воспитательной системы Школы; 4. Развитие системы методического сопровождения педагогов. Комплексный анализ работы учреждения за три года позволил оценить не только успехи, достигнутые педагогическим и ученическим коллективами, но и определить проблемы, которые снижают эффективность функционирования школы в режиме развития.
SWOT-анализ направления деятельности школы «Развитие здоровья и физическое воспитание обучающихся»
ШОТ – анализ направления деятельности школы «Системное развитие образовательной деятельности Школы»
ШОТ – анализ направления деятельности школы «Совершенствование воспитательной деятельности школы»
ШОТ – анализ направления деятельности школы «Развитие системы методического сопровождения педагогов»
МБОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского» КАК СИСТЕМЫ.
В основе концепции развития образовательной организации заложена идея Вместе создаём будущее, которая будет способствовать разработке механизмов реализации системно-деятельностного подхода к обучению как субъектно ориентированной организации и управлению педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, в результате чего развиваются не только предметная и коммуникативная компетентность обучающегося, но и он сам как личность. Научную основу Программы составляют психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, оказывающего содействие становлению неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала обучающегося при осуществлении педагогического сопровождения и поддержки, представленные в исследованиях Е.А. Александровой, М.Р. Битяновой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, А.В. Мудрика, А.В. Хуторского, И.С. Якиманской и др. Обоснование деятельностного подхода в развитии личности приведено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Гуманистический подход, позволяющий развивать позитивное ядро в каждом обучающемся в недирективном стиле, что способствует становлению свободной, творческой и гармонически развитой личности, с равномерным развитием всех ее сторон (Ж.-Ж. Руссо, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский). Экзистенциальный подход рассматривает человека как осуществляющего поиск смысла, делающим выбор, самоопределяющегося в своем отношении к действительности, обладающем активной субъектной сущностью. Жизнеутверждающие идеи экзистенциализма как продолжение гуманистических традиций в философии и психологии служат опорами в обосновании экзистенциально-ценностных ориентиров образовательной деятельности, процесса самоосуществления личности (Н. Аббаньяно, А. Камю, С. Кьеркегор, Г. Марсель, Ж.- П. Сартр, К. Ясперс). В современной системе Российского образования происходит внедрение новых образовательных стандартов, согласно которым содержание образования должно способствовать успешной реализации обучающихся, что соответствует качеству предоставляемых образовательных услуг, соответствующих требованиям потребителей: общества, родителей, учащихся. Во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных установок, которые ориентируют образование на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентноспособность, мобильность будущих специалистов. Школа сегодня должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной активности учащихся. Содержание образования носит практико-ориентированный характер и предполагает следующие принципы построения образовательного процесса: - основной целью обучения является формирование в процессе реальной деятельности когнитивных, эмоциональных и стратегических (общеучебных) компетенций; - каждый ученик двигается по собственной образовательной траектории, конструируя уникальное знание; - обучение происходит в условиях практико-ориентированной деятельности через взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем и с окружающей средой; - учащиеся — полноправные члены учебного сообщества. Современная школа должна быть эффективной, а эффективность предполагает стабильность и долгосрочность значительных достижений вместе с сохранением собственного лица и положительного имиджа школы. Выстраивать дальнейшую работу коллектива необходимо с учетом нескольких принципов: - поддержка инициатив; - четкий алгоритм реализации конструктивных идей; - установка на получение и закрепление значимых результатов; - приоритет проектно-командных форм работы; - регламентация процессов, автоматизация стандартных операций и автономия в решении творческих задач. Помимо традиционных форм работы эффективным инструментом достижения успешности, особенно в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов, может стать реализация модели карьерного роста педагога «по горизонтали» путём введения статусов «педагог-наставник», «педагог- исследователь», «педагог-эксперт», «педагог- методист». Невозможно говорить о повышении эффективности образовательного процесса без учёта индивидуальных способностей каждого школьника. В данном случае школа должна выйти на качественно новый уровень в построении индивидуальных образовательных траекторий, а главное — сформировать потребность в непрерывном самообразовании и самовоспитании. Чтобы создать комфортные условия для удовлетворения образовательных потребностей школьников в доступном качественном образовании, следует учитывать особенности подрастающего поколения. Потоки непроверенной информации, получаемые детьми из всевозможных доступных источников, негативным образом сказываются на их здоровье. При этом отмечается их гиперактивность, немотивированная агрессия в подростковом и юношеском возрасте. Большая часть школьников не нацелена на чтение. Они способны к многозадачности, но при этом рассеянны. Обладают шаблонным мышлением, основанном на визуальных образах, а не на логике. Необходимо объединить ресурсы школы, учреждений дополнительного образования детей с ресурсами Интернета для непосредственного участия в формировании сетевых образовательных продуктов и использования уже имеющихся ресурсов социализации. Современная ситуация позволяет констатировать: необходимо развивать альтернативные формы образования, внедрять программы дистанционного обучения детей. За счёт этого можно будет решить другие задачи, стоящие перед образованием — сокращение количества учащихся, стабильно демонстрирующих низкие образовательные результаты, посредством их перехода в статус успешных школьников, повышение функциональной грамотности учащихся. Предыдущая Программа развития была построена с учетом основных стратегических направлений модернизации образования, заложенных в президентской инициативе «Наша новая школа»: 1. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО), повышение качества образования. 2. Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Совершенствование кадрового потенциала школы. 4. Развитие школьной инфраструктуры. 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников. 6. Расширение самостоятельности школы. Целевые показатели и индикаторы Комплексной Программы развития на 2014-2019 годы выполнены. В 2020-2024 годах предстоит осуществить переход на новые ФГОС СОО и профессиональный стандарт «Педагог». Существующие проблемы требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-проектной модели, обеспечивающей взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем. Таким образом, с учетом приоритетов развития общего образования, определенных Стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2025 года, мы определяем следующие приоритеты образовательной системы школы: - развитие профессиональной компетентности педагогического коллектива школы с учетом новых тенденций в образовании; изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта; - создание обогащенной, развивающей среды, соответствующей запросам учеников с выраженными познавательными интересами, направленной на поддержку и раскрытие различных видов одаренности школьников, их личностное развитие, удовлетворение потребностей учащихся, родителей, социума; - развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся; - здоровьесберегающая инфраструктура образовательного пространства школы; - обновление воспитательной системы школы; - взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся; - развитие материально-технической базы школы. Концепцию желаемого будущего МБОУ «Корочанская СОШ им. Д.К. Кромского» выражает модель его развития, связанная с социокультурной средой общеобразовательной организации. Разработанная модель ориентируется на базовые культуры личности будущего выпускника. Социокультурная среда общеобразовательной организации - это совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся. Базовая культура личности - сформированность культуры умственного труда, нравственно-эстетических взглядов и убеждений, культуры поведения и нравственной воспитанности, культуры трудовой деятельности, здорового образа жизни, стремления к физическому совершенствованию личности. Базовая культура является основой успешной социализации личности учащихся в современном меняющемся обществе. Таким образом, данное видение концепции желаемого будущего Школы позволяет определить его миссию: - по отношению к обучающимся и их родителям: создание условий для непрерывного процесса становления и развития разносторонней личности школьника с ее последующей социальной адаптацией на основе интегрированного и дифференцированного образовательного процесса обучения и развития; - по отношению к сообществу: создание конкурентоспособной школы с социокультурной образовательной средой на основе социального заказа успешного освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов. Цель Программы - создание условий для осуществления образовательной деятельности, направленной на формирование гармонично развитой личности, ее мировоззрения, способности к самообразованию, творческой самореализации, самоопределению и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни, готовой и способной нести личную ответственность за собственную успешную жизнедеятельность и за благополучное, устойчивое развитие общества. Задачи Программы: разработать, апробировать и внедрить педагогические условия, обеспечивающие возможность самореализации, профессионального самоопределения и раскрытия школьников на основе удовлетворения и развития их активности; - создать обогащенную, развивающую образовательную среду, отвечающую познавательным потребностям и возможностям детей и подростков, обеспечивающую их личностное развитие; - реализовать систему педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся; - разработать и реализовать систему психологического сопровождения успешной адаптациии социализации обучающихся; - развивать профессиональную компетентность педагогического коллектива школы с учетом новых тенденций в образовании; - совершенствовать процесс организации здоровьесберегающей деятельности в школе; - развивать взаимодействие школы с родителями (законными представителями) обучающихся, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями и партнерами образовательной сети в работе по созданию творческой, развивающей образовательной среды школы; - апробировать и внедрить диагностический инструментарий, позволяющий выявлять и отслеживать качественные и количественные изменения, происходящие в процессе работы с детьми; - создание системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей, детей с ОВЗ; - совершенствование системы сетевого взаимодействия в рамках образовательного округа Корочанского района. Модель выпускника разработана с учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения и отражает социальный заказ и является ориентиром для всех участников учебно-воспитательного процесса. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Образ выпускника школы - компетентная, социально интегрированная и мобильная личность, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности. Компетенции выпускника
Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности: - духовность, гуманистическая направленность, толерантность; - мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору - коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать; - креативность, созидательность и конструктивность мышления. Выпускник школы - это: - личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях; - личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению; - личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами; - личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем; - личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни; - личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью. Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждого уровня обучения. Образ педагога. В современных условиях изменяются требования к уровню подготовки педагогов, их ориентированность на формирование инициативности, предприимчивости и готовности к эффективному решению профессиональных и коммуникативных проблем. От личных качеств учителя, авторитета среди учеников, глубины знаний, широты его кругозора и увлечений, общественной активности зависит ценностно-целевой аспект образовательной деятельности. В современном образовании происходят процессы модернизации, гуманизации, разработана и документально предусмотрена реализация компетентностного подхода к построению образования. В свете компетентностного подхода ведётся построение модели современного учителя. Под компетентностью понимается способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Профессиональная компетентность может быть представлена в виде интегральной характеристики личности и профессионализма учителя, которая позволяет определить его способности в результативном решении профессиональных задач, возникающих в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. Компетентностная модель современного учителя может быть представлена в виде следующих элементов: - Ценностей, принципов и целей. - Профессиональных качеств. - Ключевых компетенций. - Педагогических методов, способов и технологий. - Профессиональных позиций. Под ценностями в данной модели понимаются суждения, идеи, которые осознаны учителем и в сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности. К профессиональным качествам может быть отнесён комплекс качеств, к примеру, доброжелательность и заинтересованность в отношении к учащимся, готовность принять конструктивную критику от коллег, наличие собственного взгляда на социальную ситуацию и окружающий мир, понимание людей, имеющих другие ценности, интересы, способности и т.д. Этапы реализации программы
1. Аналитико-прогностический этап (февраль - июнь 2020 г.): - определение приоритетных направлений муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области» в соответствии с социальным заказом и потребностями общества, осмысление противоречий и предпосылок развития организации; - анализ состояния и прогноз тенденций внешней и внутренней среды функционирования и развития образовательной организации; - выбор и обоснование стратегии развития образовательной организации; - разработка модели развития «Вместе создаём будущее»; - стратегическое планирование развития образовательной организации; - разработка проектных идей и оформление портфелей проектов образовательной организации. 2. Проектно-деятельностный этап (июль 2020- август 2024 гг.): - непосредственное начало реализации Программы, приведение основных компонентов управленческой, образовательной, методической, инновационной и проектной деятельности в соответствие с характеристиками модели развития образовательной организации; - инициирование и реализация проектов по приоритетным направлениям модели развития школы; - осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы; - разрешение возникающих противоречий и коррекция компонентов, отклоняющихся от норм, заданных моделью.
3. Результативно-оценочный (сентябрь - декабрь 2024 г.):
- анализ и рефлексия статуса образовательной организации в социуме, структуры функционирования; - самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию; - разработка стратегии дальнейшего развития школы.
РАЗДЕЛ 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития школы на 2020-2024 гг. представляет собой Портфель проектов, реализуемых по 5 направлениям: 1. Развитие здоровья и физическое воспитание обучающихся; 2. Системное развитие образовательной деятельности Школы; 3. Совершенствование воспитательной системы Школы; 4. Развитие системы методического сопровождения педагогов. 5. Формирование системы бережливого управления.
4.1. Портфели проектов для реализации программы развития
4.2 План-график реализации проектов
РАЗДЕЛ 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Руководителем Программы является директор МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского», который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы. При формировании портфелей проектов Программы используются механизмы, обеспечивающие следующие подходы: - управление, при котором реализация Программы должна обеспечить достижение результатов, измеряемых на основе системы целевых показателей; - проектно-целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направлено на системные изменения в сфере образования; комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, получение результатов, апробацию и внедрение результатов, нормативное правовое обеспечение, а также кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение. Руководители портфелей проектов Программы - директор, заместители директора, педагогические работники: - осуществляют координацию реализации проектов; - подготавливают проекты решений о внесении изменений в Программу; - разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения портфеля проектов Программы; - подготавливают аналитические материалы о ходе реализации портфеля проектов Программы; - осуществляют ведение ежеквартальной отчетности реализации портфеля проектов Программы; - несут ответственность за своевременную и качественную реализацию портфеля проектов Программы. Руководителем проекта может быть любой сотрудник образовательной организации. Руководитель проекта: - инициирует проект; - разрабатывает проектную документацию (паспорт проекта, план управления проектом); - выбирает команду проекта; - организует собрания команды проекта; - координирует предоставление нужной информации в обусловленные сроки всем участникам проекта; - контролирует и отслеживает своевременное выполнение работ и/или процессов, запланированных в плане управления проектом; - отслеживает отклонения от плана, вносит корректировки в план и согласует его со всеми участниками проекта; - готовит ежеквартальный и итоговый отчет о ходе и реализации проекта; - несёт ответственность за своевременную и качественную реализацию проекта. Инициация всех проектов осуществляется на заседании методического совета МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского». О ходе реализации проекта руководитель проекта ежеквартально представляет промежуточный отчет, который проходит экспертизу также на заседании методического совета МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа им. Д.К. Кромского». Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке.
РАЗДЕЛ 6. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
6.1 Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации программы развития Для оценки эффективности реализации Программы развития используется система целевых индикаторов, которые отражают выполнение мероприятий Программы, характеризуют текущие и конечные результаты, обеспечивают мониторинг их динамики за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения программных мероприятий. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов.
РАЗДЕЛ 7. ФИНАНСОВОЕ РЕСУРСНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
РАЗДЕЛ 8. ОПИСАНИЕ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ. При реализации Программы развития осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и гарантии достижения предусмотренных конечных результатов. На основе анализа мероприятий, запланированных в рамках Программы, возможны финансово-экономические, нормативно-правовые, организационные и управленческие, кадровые риски. Мерами, направленными на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов, являются:
Минимизация влияния факторов риска на выполнение Программы обеспечивается прочным фундаментом инновационной работы образовательного учреждения в предыдущие годы, стабильным коллективом педагогов, опытной командой управляющей системы.
Cодержание Программы:
П А С П О Р Т ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МБОУ «КОРОЧАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Д.К. КРОМСКОГО» НА 2015 - 2019 годы
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Историческое становление и традиции школы МБОУ «Корочанская СОШ» одна из старейших школ района. Она ведет свою летопись с 1908 года. 1908, 13 декабря - освящение нового здания Корочанской женской гимназии имени Д.К. Кромского и церкви при ней во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского. В 1908 году открыта женская гимназия им. Д.К. Кромского. В 1918 году мужская и женская гимназии объединены в одну школу-девятилетку. В 1929 году школа преобразована в десятилетку с культурно-просветительным уклоном десятого класса. В 1930 - 1931 году на базе школы образован педагогический техникум. 1942 год,10 ноября - поджог здания школы оккупационными войсками. 1958 год,1 сентября - открытие здания школы, восстановленного после пожара. 1962 год - в школе вводится 11-летнее обучение (по 1966 г.) 1964 год, октябрь - гостем школы был писатель А.И. Гессен. В 1970 году в школе создан историко-краеведческий музей. 1980 год - введена в эксплуатацию пристройка с актовым залом, столовой, библиотекой, спортивным залом и мастерской. 1987 год - отрыт первый компьютерный класс в школе. 1989 год - в школе вводится 11-летнее обучение. 1998 год - празднование 90-летнего юбилея школы. 1999 год - введена в эксплуатацию новая пристройка на 660 мест с актовым и хореографическими залами, столовой, спортивным залом и мастерской. 2000 год - организация сети Интернет в школе. 2003 год, 27октября - решением 24-й сессии районного Совета депутатов муниципальному общеобразовательному учреждению «Корочанская средняя общеобразовательная школа» присвоено имя Д.К. Кромского, Почётного гражданина города Короча. 2005 год - на базе школы открыта областная опытно-экспериментальная площадка по теме «Апробация экспериментального базисного учебного плана, профильного обучения и предпрофильной подготовки». 2006 год - в рамках Приоритетно-национальной программы образования учитель русского языка и литературы В.А. Цыпкина стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России». 2007 год - открыт профильный класс с двумя профильными группами физико-математического и социально-гуманитарного направления. 2008 год - школа стала победителем конкурса «Лучшие школы России» в рамках ПНПО и получила грант 1 млн. руб. 2009 год - в рамках Приоритетно-национальной программы образования учитель истории О.Е Павленко стала обладателем президентского гранта «Лучшие учителя России». 2011 год - занесение на Доску Почета муниципального района «Корочанский район» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области». 2014 год- школа стала победителем в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди общеобразовательных учреждений области 2014 год- школа стала победителем регионального этапа VII Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны». 2014 год- МБОУ «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области» занесена на Доску Почета городского поселения «город Короча» за высокие показатели в работе
Школа сегодня
Муниуципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области расположена в центральной части города Корочи. На момент написания программы обучающихся в школе 511 человек при проектной мощности – 660 человек. Из них в начальной школе обучаются – 223 обучающихся (44%), в основной школе – 235 обучающихся (46 %), в средней школе – 53 обучающихся (10%). Состав обучающихся по социальному статусу их семей: - полных семей – 72%; - благополучных семей – 99,6%; - многодетные – 10%; - родители имеют высшее образование – 29,7% - родители имеют среднее специальное образование – 56%. Для реализации целей федеральных государственных образовательных стандартов школа сегодня располагает высоким кадровым потенциалом. В школе работает 3 заслуженных учителя РФ, 6 педагогических работников награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», 12 - «Почетный работник общего образования». 18 педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию, 15- первую и 5 – вторую. В школе двое учителей являются победителями конкурса лучших учителей России в рамках Национального проекта «Образование».
Режим работы образовательного учреждения, номенклатура оказываемых образовательных услуг Школа работает в 1 смену, по решению Управляющего совета учебный процесс осуществляется в рамках шестидневной учебной недели. Продолжительность уроков в 1 классе в первом полугодии - 35 минут, во втором - 45 минут, во 2 – 4-х классах - 45 минут, 5-11 классах - 45 минут. Школа имеет лицензию 31Л01 № 0000247 регистрационный номер 5699 от 26.02.2013 года, бессрочную, дающую право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, программы дополнительного образования художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, научно-технической направленности, образовательные программы профессиональной подготовки по профессии «Швея» Работа ОУ регламентируется Уставом, утверждённым постановлением администрации муниципального района «Корочанский район». Школа реализует общеобразовательную, предпрофильную и профильную образовательные программы, имеются достаточные ресурсы для внедрения в процесс обучения перспективных методик и современных инновационных технологий. В учебном процессе используется программа под редакцией Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Педагогами активно применяются: проектная технология Intel, модульная технология, интерактивные технологии, технология критического мышления через чтение и письмо. Ведется работа по организации здоровьеориентированного пространства образовательного учреждения. Программы и используемые учебники соответствуют федеральному и региональному перечню рекомендованных к использованию в учебном процессе. Система дополнительного образования представлена 5 спортивными секциями, 10 кружками, включающими, кроме предметных кружков, вокально-эстрадную студию.
Характеристика бюджета, материальной базы, оборудования Учебные занятия проводятся в двух типовых зданиях общей площадью 12320,7 кв. метра. Материально-техническую базу составляют: 2 спортивных зала, комплексная игровая спортивная площадка с резино-битумным покрытием, спортивная площадка с травяным покрытием, 1 столовый зал (на 180 посадочных мест), актовый зал (на 186 посадочных мест), 3 стационарных компьютерных класса и 1 мобильный компьютерный класс, столярная и слесарная мастерские, 2 лингафонных кабинета, тренажерный зал, кабинет комплексной диагностики АКДО. Школа оснащена аудио- и видеоаппаратурой, оргтехникой, мультимедийным оборудованием; имеет локальную информационную сеть с доступом в Интернет. В образовательном учреждении имеется 83 компьютера. Компьютеризированы: 33 учебных кабинета, кабинет директора, библиотека, кабинет педагога-психолога, логопеда, 3 кабинета заместителей директора, приемная, 2 спортивных зала. 33 учебных кабинета оснащены мультимедийными установками, 4 кабинета – интерактивными досками. Для подвоза детей имеется один автобус: ПАЗ 32053-70. Государственный регистрационный знак М 222 ВК 31 RUS. Финансовое обеспечение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К. Кромского Корочанского района Белгородской области" складывается из муниципального, регионального и федерального бюджетов.
2. Аналитико-прогностическое обоснование программы 2.1. Анализ изменений, достигнутых в ходе реализации программы развития до 2015 года Анализ достигнутых изменений, произошедших в школе за период с 2012 по 2015 год, позволяет сделать вывод о реализации целей и задач, определенных Программой развития школы и полученных конкурентных преимуществах: 1. В период с 2012 года школа являлась опорным учреждением по методической работе в районе и базовой профильной школой. 2. В целевых программах и проектах реализовывались ключевые идеи развития школы - социализация личности на основе становления многообразного социального опыта и реальных представлений о себе. 3. Неизменным остается высокий уровень результатов образовательной деятельности: - постоянная положительная динамика сдачи ЕГЭ и ОГЭ; - высокое качество знаний, которое позволяет ежегодно около 98 – 100% выпускников поступать в ВУЗы области и страны; - успешное участие обучающихся школы в предметных олимпиадах и конкурсах на различных уровнях; - реализация программ углубленного изучения отдельных предметов на второй ступени обучения и профильного обучения на третьей ступени позволяет отдельным обучающимся заканчивать школу с медалями. 5. В школе сложились устойчивые модели предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся на основе оптимального сочетания качественного уровня общего образования с широким спектром дополнительного образования. 6. Создана и развивается система охвата детей физкультурой и спортом, работают спортивные секции. Ученики 1-х – 11-х классов имеют три урока физической культуры в неделю. Для детей с ослабленным здоровьем ведутся занятия по программе специальной медицинской группы. 7. Постоянно поддерживаются комфортные психологические и бытовые условия обучения учащихся, обеспечивая высокую степень удовлетворенности отношениями всех участников образовательного процесса. 8. Жизнедеятельность школы ориентирована на глубокий уровень освоения обучающимися базовой культуры (национальной, этической, культуры жизнедеятельности, мировой художественной, социальной, экономической и культуры самоопределения) в ситуации интеграции учебной и внеучебной деятельности. 9. В школе создаётся современная информационно насыщенная образовательная среда с применением новых, в том числе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения на всех его ступенях. Для современной организации образовательного процесса школа располагает мощной материально-технической базой: - 3 компьютерных класса; - 3 лингафонных кабинета; - полностью компьютеризован кабинет православной культуры; - в каждом кабинете автоматизированное рабочее место учителя; - локальная сеть Интернет. На один компьютер в школе приходится 6 обучающихся. 10. В школе работает профессиональный, творческий, работоспособный коллектив учителей: - образовательное учреждение полностью укомплектовано кадрами; - из 48 педагогов высшее образование имеют 46 учителей, что составляет 95,8%; среднее специальное - 1 учитель (2,08%). Большинство педагогов имеют высокий уровень квалификации: высшая квалификационная категория – 16 человек (37,5%), первая – 15 (31,3%), вторая – 5 (10,4%). За последние три года 34 педагогических работника (70,8%) повысили свою квалификацию, из них 26 учителей, что составляет 54,2%, прошли курсовую подготовку в объёме 108ч по программам преподавания предметов в условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов. В школе 2 учителя являются победителями конкурса лучших учителей России в рамках Национального проекта «Образование». Три педагога имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 20 педагогических работника (41,7%) имеют государственные и ведомственные награды, почетные звания. В школе работают 7 лауреатов и победителей конкурса «Учитель года», 1 абсолютный победитель муниципального этапа и призёр регионального этапов конкурса «Учитель года». - учителя активно используют ключевые социально-воспитательные, образовательные и педагогические технологии, ориентированные на личностное развитие, социализацию, развитие критического и креативного мышления. 11. Инновационная образовательная деятельность объективно стала составной частью Программы развития до 2015 года, лучшие её направления будут иметь продолжение в рамках данной Программы в форме перспективных проектов и подпрограмм. 12. Постоянно корректируются и внедряются в практику работы школы оптимальные формы эффективного управления образовательным учреждением. 13. Внедрены следующие инновационные системные элементы: новые формы общественно-государственного управления образованием и самоуправления (Управляющий совет, ученическое самоуправление). 14. К числу несомненных достижений школы в период реализации Программы развития можно отнести: - рост количества педагогов и учащихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность; - реализацию социально значимых проектов; дальнейшее распространение практики представления учащимися интеллектуально-творческих портфолио личных достижений; Таким образом, Программа развития до 2015 года успешно реализована.
2.2. Анализ аспектов внешней среды, влияющих на развитие школы В результате проведенного PEST – анализа были выделены положительные и отрицательные влияния внешней среды на развитие системы образования школы.
2.3. SWOT- анализ потенциала школы Достижение, поставленных в Программе развития ориентиров, будет происходить за счет актуализации инновационного потенциала школы. Для выявления потенциала системы образования школы был проведен SWOT-анализ. Внутренние факторы: Сильные стороны: школа доказала способность обеспечить доступность образования, спектр вариативных образовательных услуг, непрерывный характер образования; школа имеет позитивный опыт обеспечения результативности образовательной деятельности, в ходе выполнения ЕГЭ и ОГЭ после основной школы; школа имеет позитивный опыт инновационной деятельности в развитии информационной и технологической составляющих в образовательной деятельности; школа предлагает в качестве образовательной услуги углубленное изучение английского языков, математики; школа обладает высоким авторитетом в педагогическом сообществе района, инновационным характером образовательной деятельности, высоким уровнем результативности достижений обучающихся, высококвалифицированным педагогическим коллективом и современной материальной базой; Слабые стороны: недостаточная сформированность согласованной многоуровневой модели управления качеством образования, что обеспечило бы стабильный характер достижения заданных результатов образовательной деятельности; преобладание традиционного опыта организации образовательного процесса, что сдерживает переход на новые стандарты образования (организацию образовательного процесса в рамках учебного дня в трех образовательных средах: урочной, внеурочной и внешкольной); недостаточно широкое и активное применение новых моделей повышения квалификации педагогов, что сдерживает процесс формирования востребованных образовательных услуг (инновационные образовательные продукты, накопительная система). Внешние факторы: Возможности для успешного развития школы: разработанная новая Программа развития учитывает приоритетные основные направления развития системы образования РФ; готовность муниципалитета инвестировать ресурсы в развитие образовательной системы школы в форме оплаты образовательных услуг и грантовых конкурсов при условии достижения последней общественно значимых результатов; наличие в рамках реализации предыдущих программ развития опыта инновационной деятельности. Возможные риски: возможность некоторой потери достигнутого уровня образования в результате изменения приоритетов деятельности (переход на новые ФГОС, инициатива «Наша новая школа», реализация нового «Закона об образовании Российской Федерации», широкое внедрение ЕГЭ и ОГЭ, НСОТ, новой системы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров и др.); не все педагоги и родители могут положительно воспринять идеи Программы развития и положительно отнестись к предполагаемым изменениям; невозможность удовлетворения социального запроса в полной мере. SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития школы до 2019 года – внедрение новой управленческой культуры руководителей школы, направленной на эффективное использование внутреннего потенциала по ее инновационному развитию в соответствии с направлениями инициативы «Наша новая школа». Подобная расстановка приоритетов смещает акцент с процесса накопления образовательных ресурсов на процесс эффективного использования существующих ресурсов и управления использованием существующих ресурсов для достижения нового качества образовательной среды школы.
3. Миссия, ведущие идеи, цели и задачи программы развития школы на 2015 -2019 годы Миссия: необходимость создания компетентностной образовательной среды на основе актуализации инновационного потенциала школы. Ведущими идеями Программы являются: 1. Проектирование модели школы 2019 года строится на основе федеральных, региональных, муниципальных |